|
Стоглав. О поповских старостах. О монастырских и церковных имениях. Об училищах |
II. О поповских старостах.
Поповских старост избирали епископы по своему усмотрению, сколько для какого города нужно. Обязанности их были следующие: 1) поповские старосты, каждый в своем ведомстве, должны были наблюдать за церковным порядком и благочинием; они должны были наблюдать, чтобы священники во всех церквях после заутрени читали народу поучения из «толкового Евангелия» (так называется сбор-ннк поучений, написанных на тексты всего Евангелия), поучения Иоанна Златоуста, жития святых и т. п. 2) Они должны были наблюдать, чтобы в подведомственных им церквях иконы, священные сосуды, книги я другие принадлежности богослужения были исправны и старое обновлялось. 3) Поповским старостам вменялось в обязанности смотреть за поведением священников и причта, а также осматривать, у всех ли подведомственных им священников и дьяконов есть необходимые документы на право их службы, как-то: ставленные, благословенные, отпускные, переходные и другие грамоты, а у кого не окажется этих документов, тем запрещать священнодействовать и отсылать их к святителю. 4) Старосты заведовали сбором венечных пошлин от браков в пользу епископа. Для этого они выбирали искусных священников в заказчики», которые смотрели, чтобы не было противозаконных браков, выдавали так называемые «знамена (т. е. свидетельства о браках) и заведовали венечными пошлинами.
III. О священниках и причте.
Священники, дьякони н весь причт: 1) по Стоглаву разделены на ружных и приходских. Ружкыми называ лись те, которые служили при церквях, построенных прихожанами, и содержались приходом. Ружные священники и дьяконы выбирались го сударевым наместником, дворецким, дьяком или вообще тем лицом, от которого зависела та местность, к которой принадлежала церковь, а при ходские — самими прихожанами. 2) Избирать в священники и дьяконы по Стоглаву должно было «людей искусных и грамоте гораздых и жити ем честных и непорочных» и отнюдь не брать с них деньги за избрание. Избранного для церковной службы приводили к епископу, и если епис коп по испытании находил его достойным, то посвящал и выдавал ему ставленную грамоту. При переходе священника ИЛИ дьякона из одного прихода в другой им выдавались от епископа переходные грамоты. 3) Вдовые священники и дьяконы по Стоглаву лишаются права священ- нослужения, если они не поступают в монастырь. Оставаясь при прежних церквях, они уже не могли совершать таинств, а только исполняли раз личные церковные требы: молебны, панихиды и т. п. и за это пользова лись четвертой частью доходов. На право этой службы они получали от епископа так называемые ^благословенные грамоты; священники — jnuтрахильные. а дьяконы — орарьные. Этот порядок существовал в России еще с XIV века, об этом свидетельствуют правила митрополита Алексея; в XVIII веке он был изменен.
IV. О монастырях.
По Стоглаву управление монастырями предос тавлялось архимандритам игуменам, настоятелям и строителям, кото рые должны были управлять вместе с соборными старцами по общему монастырскому уставу (т. е. по уставу Василия Великого) и по уставу отценачальника или основателя монастыря. Монастырские настояте ли но Стоглаву должны иметь общую трапезу с братьями, а не держать отдельной. Ни настоятели, ни соборные старцы не должны выходить из монастыря для житья в монастырских селах. Монастырские села дол жны управляться мирскими слугами; монастырскую же казну и вся кие монастырские обиходы ведать государевым дворецким. При смене одного настоятеля другим монастырская казна и все имущество монас тырское сдавались по книгам. Настоятель без соборных старцев и без келаря или казначея не имел права делать никаких распоряжений по монастырю. А по городам — настоятелям и старцам не ездить без царс кого и святительского повеления, а по нужным делам писать с слугамн к святителю.
V. О монастырских и церковных, имениях
Относительно монастырских и церковных вотчин Собор 1551 года постановил: 1) монастырские власти в каждом монастыре должны строго обыскивать, кто давал какие вотчины монастырю и, обыскав, должны записывать имена вкладчиков и их родственников для поминовения в дни их памяти. 2) Те вотчины, которые даны монастырям и церквям в прок», т. е. без выкупа и без права отчуждения, епископы и монастыри не должны продавать, закла дывать, вообще отчуждать каким-либо образом, а кто из епископов и на стоятелей дерзнет продавать те вотчины, тот лишается сана. 3) Но ежели вкладчик в своем завещании или другом каком акте напишет, что он от дает вотчину монастырю или церкви до выкупа и назначит при этом и выкупную цену вотчины, то монастырские власти и епископы не долж ны отказывать родственникам в выкупе, если они принесут ту сумму, которая назначена вкладчиком. 4) По соборному приговору постановле но: епископам и монастырям новых монастырских и святительских сло бод в городах не учреждать, а ежели учредят, то этим слободам тянуть во всякое городское тягло и судиться городским судом; старые же слободы во всех городах держать и судить о всех делах во старине. 5) Собор запре щает епископам и монастырям отдавать деньги в рост, а хлеб«в присып, а повелевает эти деньги и хлеб употреблять ня вспомоществование мона стырским крестьянам; хлеб и деньги выдавать им за поруками и без про центов. Это постановление исполнялось во многих отношениях довольно точно, и вследствие этого крестьяне в монастырских и епископских вот чинах, по свидетельству современников, были самые богатые из всех вот чинных сел.
VI. О писании святых икон и книг.
1) Относительно книг Собор 1551 г. по царскому предложению постановил, чтобы в церквях все бого служебные книги были исправны. Наблюдать за исправностью книг Со бор поручил поповским старостам, которые должны были осматривать и исправлять книги и наблюдать за писцами, чтобы они списывали книги исправно с верных образцов и только правильно списанные книги могли продавать. Продажу же книг, списанных неисправно, поповские старо сты должны были запрещать. 2) Относительно иконописи Собор поста новил: писать иконы с древних переводов и образцов, как писали древ ние греческие иконописцы и как писал Андрей Рублев и другие извест ные русские иконописцы. А чтобы сообщить больше правильности иконописному делу, Собор постановил: избирать лучших людей по свое му мастерству и доброй жизни и объявлять их иконописными мастера ми, дать им разные привилегии и дать им учеников, чтобы они учили их, а по выучении — представляли к местным епископам. Если епиокоп на ходил работу учеников удовлетворительной И согласной с церковными подлинниками, а поведение их незазорным, то объявлял их мастерами, который предоставлялось право писать иконы; а ежели работа учеников оказывалась неудовлетворительной, несогласной с древними греческими образцами, то епископ запрещал им писать иконы и приказывал и заниматься каким-либо другим мастерством. Лучших иконописных мастеров епископы должны были назначать начальниками над другими мастерами и поручать им смотреть как за работами мастеров, ТАК И за их поведением. А чтобы возвысить звпние иконописных мастеров и тем более приохотить к нему лучших людей, Собор предписал, чтобы архиереи и весь народ воздавали иконописцам почет ъпаче простых людей », как церковным служителям.
VII. Об училищах. По царскому предложению Собор постановил: за вести училища по всем городам и поручить это дело духовенству. По со борному приговору в Москве и других городах протопопы, священники, дьяконы и все духовные должны были избирать, по благословению свя тителя, из среды своей добрых священников, дьяконов и дьяков, способ ных учить грамоте; кроме грамоты требовалось, чтобы онн учили цер ковному пению и письму. В домах своих эти, способные учить, должны были устраиввть училища. В эти училища священники, дьяконы и все православные христиане должны были отдавать своих детей в обучение церковному пению, чтению и письму. Священники, дьяконы и дьяки, избранные в учителя, должны обучать своих учеников страху Божию, читать, петь со всяким духовным наказанием, а в особенности они долж ны были хранить чистоту нравов в своих учениках; учили бы их столько, сколько сами умели, и силу писания раскрывали бы, ничего ие укрывая, чтобы ученики могли понимать все КНИГИ.
VIII. О благотворительности. Собор 1551 года делит дела благотво рительности на несколько видов: 1) первый род благотворительности, на который Собор прежде всего обратил внимание, — это благотвори тельность к церкви. По определению Собора святители должны были смотреть, чтобы церкви не оставались в запустении и бел службы, а если где окажутся церкви бедные, то позаботиться удержать тут священни ков и причт и для этого давать им разные льготы и привилегии, осво бождать на некоторое время от разных даней и пошлин и наделять их землями и пашнями. За исключением немногих привилегированны к, тогда все церкви платили все подати и пошлины епископу; отсюда де ление тогдашних церквей на тяглые и нетяглые. 2) Собор обратил вни мание на скитающихся по городам и селам чернецов и черниц. Он тре бует, чтобы святители, каждый в своей области, брали таких людей, записывали их и отсылали в монастыри. В монастырях здоровых из них отдавать под строгое начало и назначать им работы, к каким кто спосо бен, а для старых и больных устраивать больницы при монастырях, снабжать их содержанием и пищей и строго смотреть за их поведением, а на содержание их государю и святителям делать вклады из своей каз ны. 3) Собор обращает внимание на пленников; он требует, чтобы рус ских пленников, приводимых гостями в Москву и другие города, выку пать за счет царской казны. Для этого Собор постановил, чтобы госу- дарь наложил на народ, по сохам, особую подать, которая была известна под именем полонянечных денег». 4) Относительно нищих вообще Собор постановил, чтобы государь строго запретил возить по городам и селам и класть на улицах для мирскоготтодаяняя больных, калекит. п. и приказал бы по всем городам записывать их в особые книги и устраивать для них богадельни мужские и женские, а в богадельнях кормить и одевать их за счет подаяний боголюбцев, а ходить за ними приставить из нищих же здоровых мужчин и женщин. Надзор за такими богадельнями был предоставлен выборным священникам и особым целовальникам из лучших городских людей. 5) Собор обратил внимание на тех странников, которые ходили по городам и селам с иконами и для сбора подаяния на построение церквей и строго запретил ходить по городам и селам таким странникам. А если кто и после этого запрещения ходил с иконами и просил на построение церквей, тех, по определению Собора, должно было выгонять вон из города или селения бичами, а иконы у них отбирать и ставить в церкви.
IX. О праздниках. К праздникам или, по-нынешнему, табельным дням Собор причисляет; семь дней до Светлого Воскресенья и семь дней после Светлого Воскресенья, т. е. страстную и пасхальную недели, день Рождества Христова, день Богоявленья, день святых апостолов Петра и Павла и каждый воскресный день в неделе. В эти дни, по определению Собора, «суды не судятся, людской долг не истязуется, позорища не тво рятся». Если в какой-либо из этих дней случался день рождения госуда ря или кого-либо из его семейства, то все позорища, назначаемые в этот день, откладывались до другого дня.
|
К содержанию: Профессор Беляев. Курс лекций по истории русского законодательства
Смотрите также:
Московское государство Москва Московская феодальная монархия московское государство. памятники права...
Эпоха Московского государства в МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ