Хрусталь есть
прозрачный и очень твердый камень. Находится он большей части без всякого
цвету... фигуру имеет призматическую, шестигранную.
М. Ломоносов
К этой разновидности относится бесцветный прозрачный
кристаллический кварц. По внешнему виду горный хрусталь удивительно похож на
лед, особенно в неправильных осколках. Отсюда и название, присвоенное
минералу в глубокой древности. «Кристаллос» — по-гречески лед. Итак — горный
лед. Название отражает древние представления об образовании минерала.
Крупнейший ученый древнего мира Плиний Старший писал о нем: «Кристалл
образуется под действием сильного холода. По крайней мере оный там только
находится, где наиболее смерзается зимних снегов... А что он есть лед, то сие
достоверно, от того греки так его и назвали».
Красота, твердость, прозрачность и долговечность горного
хрусталя давно привлекли внимание человека. Наряду с обычным кварцем и
кремнем его использовали для добывания огня. Несколько тысячелетий тому назад
женщины носили украшения из горного хрусталя. В античном мире из него
изготовляли резные печати.
В Древнем Риме были в моде и высоко ценились шары из
этого горного минерала. В жаркую пору они передавали рукам приятное
ощущение прохлады. Кроме того, через шары рассматривали мелкие предметы.
Использовали их для фокусирования солнечных лучей и прижигания ран. Древние хрустальные
шары являлись прообразом современных увеличительных линз и очков.
Остается удивляться, как с помощью тогдашнего инструмента можно было столь
искусно обрабатывать твердый кварц.
При раскопках в Крыму археологи находили изделия из
горного хрусталя. Примером могут служить симпатичный заяц из Херсонеса с
плотно прижатыми к телу ушами и лапками (III в. н. э.) и роскошная брошь в
форме дельфина из хрусталя и золота, найденная в Ногайчинском кургане
(Нижнегореким район). Резные изделия, вероятно, были привозными. Довольно
часто встречались бусины, для изготовления которых, возможно, использовался и
местный камень.
Достоверные письменные указания о горном хрустале в Крыму
относятся к концу XYIII века — начальному периоду интенсивного изучения Крыма
отечественными естествоиспытателями. Первое свидетельство принадлежит К.
Таблицу (1785) и относится к хрусталю из района Ускута (ныне с. Приветное
Судакского района): «...вдоль морского берега нарастают во множестве не
большие горные хрустали с одним острым кончиком к верху, а с низу в твердом
кварце утвержденные, из коих многие чистотою и прозрачностью не уступают восточному
хрусталю».
С этим описанием перекликаются поэтические строки С.
Боброва:
Переходя Усшотски долы, Где под целебными тенями Блестящих
скипидарных древ Природа радости питает Среди одров слоистых стланцев, В
которых рудо-слов находит Сокровища остроконечны И каплющие хрустали, Какими
столь давно восток Пленяет страстный взор Европы...
Об «изрядных образчиках» горного хрусталя восточного
побережья писал и академий П. Паллас (1793—1794).
На этот же район обратил внимание Г. Козин, выполнивший
первое специальное минералогическое описание гор Крыма. В начале XIX в. он
приводит ряд любопытных данных: «Между деревнею Коз (ныне Солнечная Долина
Судакского района) и мысом Мегаиом в отдельной горе песчаного камня между
слоями его находятся кварц и горный хрусталь. Жители, наХоДя кристаллы
горного хрусталя, весьма дорожат ими, берегут, как драгоценность, утаивают
даже самое месторождение оных и называют гору сию алмазною горою». И далее,
на этот раз о Чобан-Куле: «попадаются щетки горного хрусталя, коих кристаллы
бывают длиною до [U вершка, очень прозрачные, об сталь дают огонь, режут
стекло и по сим свойствам весьма дорого ценятся тамошними жителями».
Горный хрусталь встречается практически всюду, где есть
обычный жильный кварц. Особенно часто на побережье мея«ду Алуштой и
Феодосией. Есть он и в магматических породах Карадага, Кастели, Аюдага,
окрестностей Симферополя и Бахчисарая. Мелкие кристаллы и друзы попадаются
изредка в карбонатных конкрециях окрестностей Планерского.
Местные жители еще в конце прошлого — начале нашего века
называли алмазами мелкие прозрачные, сильно сверкающие кристаллы горного
хрусталя. В особенном почете они были у мальчишек, чрезвычайно гордившихся
качеством и количеством кристаллов и высоко ценивших их. «Алмазы» являлись
хорошим меновым материалом. Наиболее значительные из них даже приравнивались
по стоимости к очень ценному и совершенно необходимому рыболовному крючку.
Для сравнения отметим, что подобные названным «алмазам»
мелкие кристаллы называют иногда хрустальными диамантами или просто
диамантами в сочетании с названием местности, откуда они происходят.
Известны, например, мар- марошские диаманты Карпат. Упоминались в литературе
и крымские диаманты, например, из района Бахчисарая.
По форме кристаллов хрусталь — тот же кварц.
Плиний Старший отмечал, что у его кристаллов «гладкость боков столь
совершенна, что того никаким искусством произвести не можно». Безупречная
прозрачность и чистота граней придают ему особую прелесть. В средние века
ценили горный хрусталь за прозрачность и «сходство с двумя основами жизни
—водой и воздухом». Не случайно горный хрусталь вызывал восхищение человека с
древнейших времен и продолжает удивлять совершенством своим даже в наш
космический век.
Крымский горный хрусталь практического значения не
имеет. Но наш рассказ был бы неполным без кратких сведений о важной роли его
«братьев» из промышленных месторождений. Пьезоэлектрический эффект,
прозрачность для ультрафиолетовых лучей, высокие твердость, химическая
устойчивость и тугоплавкость... Благодаря перечисленным и другим важным
техническим свойствам горный хрусталь применяется в оптике, точном
приборостроении, автоматике, для изготовления термостойкого стекла...
Значение этого важного минерального сырья трудно переоценить. Большая
потребность в высококачественном кварце привела к необходимости создания
синтетического аналога. Отечественная промышленность располагает не только
природным, но и отличным синтетическим материалом.
Отличная фактура, идеальная прозрачность, способность
принимать полировку и долговечность определяют его как ценнейший материал для
камнереза — скульптора и ювелира. В музеях нашей страны и за рубежом немало
ценнейших произведений искусства из горного хрусталя. Есть среди них и
изделия, найденные археологами в Крыму. Пользуется известностью гемма
выдающегося мастера античности Дексамена Хиосского. Она находится в одном из
музеев Берлина, куда попала в начале нашего века из коллекции ялтинского
врача Терлецкого. Художник изобразил юношу. По словам искусствоведа О. Я.
Неверова, «созданный Дексаменом образ чистой, прекрасной юности, удивленно
глядящей на мир и радостно открывающей его чудеса, отличается гармоничной
ясностью». Напомним еще о двух уникальных изделиях: хрустальном самоваре в
Оружейной палате в Москве и хрустальной скрипке в одном из музеев Вены.
|