Как начать лепить?
В этой небольшой статье мне хотелось бы ответить всем желающим приобщиться к столь увлекательному хобби, как лепка фигурок. Все ниже написанное не претендует на объективность и является лишь моим частным мнением, основанном на скромном опыте.
***
Все написанное по большей части справедливо лишь для лепки фигурок, наподобие моих. Про лепку ягодок, зверушек, кукол, украшений я знаю намного меньше, так что касаться этих направлений творчества буду осторожно.
***
"Привет, увидел твои работы и захотелось попробовать что-то слепить самому, с чего бы мне начать?" - наверное один из самых часто задаваемых вопросов, давайте же попробуем в нем разобраться. Для чего люди занимаются лепкой? Какие материалы нужны на начальном этапе? Какие инструменты? Что почитать и как научиться лепить правильно? - все это - весьма объемные вопросы, каждый из которых заслуживает отдельной статьи. Здесь же мне хотелось бы сделать обобщающий, кратки обзор, не углубляясь в детали. Устраивайтесь поудобней, начнем :)
1. Мотивы
И ведь действительно, что может мотивировать человека заниматься таким хобби как лепка? Давайте разберем наиболее частые мотивы людей, которые спрашивают моего совета:
1) Развлечения ради
"Мне просто скучно, хочу что-нибудь слепить" - достаточно сомнительное утверждение, однако встречается очень часто. Лепка - далеко не то занятие, которым можно себя развлечь и уж тем более для новичка , ведь для получение хоть каких-то убедительных результатов - в лепку придется вложить огромный труд и время.
2) Экономия.
"Я хочу фигурку но не хочу/не могу потратить на нее n-денег, лучше слеплю" или "Если хочешь чтобы было сделано хорошо - сделай сам" - в нашем деле такой подход работает не всегда. А все потому, что за каждой красивой фигуркой, стоят часы, дни, месяцы, а порой и годы усердной работы, ОГРОМНОЕ количество израсходованных материалов ( и денег на них), за которые придется заплатить в разы больше, чем за фигурку. По инструкции или видео-уроку можно, например, починить розетку или кран, сэкономив на услугах, но в лепке такой подход не работает.
3) Заработок.
"Я в детстве лепил/закончил худ. школу. Хочу лепить фигурки и на этом зарабатывать, особо не напрягаясь и не выходя из дома" - а кто же не хочет? Проблема лишь в том, что для того чтобы заработать на лепке придется долго и упорно трудиться, а отдача куда меньше, чем во многих других видах деятельности. Уйдет не один год прежде чем ваше занятие лепкой начнет окупать хотя бы расходники (а может и не начнет).
4) Хобби.
"Хочу попробовать себя в чем-то новом, возможно увлечься и обрести очень интересное хобби" - увы, с таким подходом мне пишут реже всего, однако, по большей части, именно в помощь таким людям посвящена эта статья. Лепка и/или покраска фигурок, если ей увлечься - отличный способ досуга и бескрайнее поле для самосовершенствования.
2.Цели
А теперь давайте подведем небольшой итог: Лепка - очень увлекательно и ,в то же время, непростое занятие. Подойдет оно далеко не всем, однако если зацепит, то скорее всего навсегда и , возможно, именно с этой статьи начнется ваше путешествие в этот удивительный мир. На начальном этапе нашими целями будет:
- Попробовать свои силы в скульптуре (вдруг получится!)
- Получить общее представление об этом занятии на практике (рассуждать всегда легче)
- Не потратить лишних денег на материалы (не понравится - так хоть выкинуть не жалко)
3.Материалы
Раз уж мы определились с задачами, приступим к краткому обзору всего необходимого на начальном этапе.
***
Основание.
Иначе говоря - деревяшка, к которой мы будем крепить нашу фигуру. Лепить на весу - очень неудобное и крайне неприятное занятие, потому о подставке для нашего творения следует подумать сразу.
***
Проволока для каркаса.
Важнейший элемент любой работы - каркас, служит основанием для последующего набора массы. Как скелет в нашем теле - каркас должен служить опорой и поддержкой для всей фигуры. Проволоку лучше выбирать не особо твердую, чтобы в любой момент можно было внести коррективы, не сминая все что мы уже слепили. Алюминиевая (1.5-2мм) вполне подойдет.
***
Материал.
То, из чего мы будет создавать наш шедевр. На рынке доступно множество различных материалов, каждый со своими свойствами и столь великое разнообразие достойно отдельной статьи, но в нашем случае, я бы рекомендовал начинать со скульптурного пластилина (а возможно на нем и остановиться). По свойствам напоминает обычную полимерную глину, кроме того, что его нельзя запечь (отвердить). Но маловероятно что с первых работ вы создадите шедевры, которые захочется сохранить. Из преимуществ - цена, пластилин стоит примерно в 10 (!) раз дешевле полимерной глины.
***
Инструмент.
Еще одна большая тема, оставим ее детальный разбор на будущее. Если в двух словах - берите то, что доступно в ближайшем магазине для творчества. Если будете заниматься дальше - докУпите еще ( а возможно и смастерите сами, под свои нужды). Из своего первого набора я до сих пор пользуюсь парой инструментов, так что лишним наверняка они у вас не станут.
***
Справочная литература
Одна из важнейших составляющих. Хочу предостеречь начинающих от бездумного ковыряния материала и попыток перелепить картинку/3D модель, практическая польза будет минимальна. Теория должна стать основой вашего обучения, а лепка - средством ее закрепления. Для начала необходимо сформировать представление о пропорциях и анатомии человека. С первым проще - достаточно почитать пару статей и запомнить несколько нехитрых картинок, а вот анатомия станет предметом для изучения на долгое время. Но ведь мы только пробуем, а значит небольшой книги с поверхностным описанием основных костей, групп мышц и форм будет вполне достаточно. Здесь я могу порекомендовать книгу Кристофера Харта "Анатомия для художника: совсем просто".
***
Рабочее место
Коли уж мы только пробуем лепить - рано рассуждать о полноценном рабочем месте. Здесь я лишь хотел отметить важность хорошего освещения. Света должно быть действительно много, из нескольких источников, так вам будет намного проще замечать микро-недочеты в своих работах, избавив глаза от лишнего напряжения.
***
А теперь, когда у нас есть всё необходимое для работы, самое время приступить. С чего же начать? Каких-то конкретных рекомендаций или выработанной программы обучения у меня для вас, к сожалению, нет. Учиться придется путем проб и ошибок. В идеале, конечно, сперва стоит полепить простые геометрические фигуры, но терпения на это хватит не у всех, да и занятие это, хоть и полезное, но не особо увлекательное. Вероятно начать следует с изучения пропорций и скелета, эти знания помогут вам правильно собрать каркас для будущей фигуры. Ну а затем наращивать массу, попутно изучая мускулатуру и формы тела.
4.Общие советы.
И напоследок хочу дать вам пару советов, от которых сам бы не отказался в начале своего творческого пути.
""Что вижу - то леплю""
И вновь предостерегу вас от бездумной лепки с монитора. Именно так я сам начинал - крутил 3D модель со всех ракурсов и пытался передать в глине то, что вижу на мониторе. Рано или поздно вы ВСЁ РАВНО придете к тому, что без знаний пластической анатомии далеко не уедешь, вот только переучиваться - сложнее чем начинать правильно.
""Не смотрите с высока""
Старайтесь устроить свое рабочее место так, чтобы работа была на уровне ваших глаз. Это поможет избежать самой распространенной ошибки всех новичков - непропорционально большой головы и маленьких ног у фигурки.
""Фотографируйте свое творение.""
При долгой работе над фигуркой глаз "замыливается" и вы уже не видите многих недостатков, которые смогли бы уловить свежим, незамутненным взглядом. Решение довольно просто - фотографируйте работу и рассматривайте на мониторе с разных ракурсов - это действительно помогает. Очень часто приходится слышать от начинающих - "В жизни она совсем другая,а на фото просто не получилась", но вынужден разочаровать - в 90% слечаев на фото фигурка именно такая, как в жизни, за исключением некоторых перспективных искажений при фотографировании сверху или снизу.
""Не в деталях счастье.""
Старайтесь работать над всей фигуркой одновременно, прорабатывать большие объемы и формы и лишь затем - переходить к малым. Зачастую приходится видеть как начинающие лепщики излишнее внимание уделяют мелким деталям, оно, безусловно, хорошо, но детали - это средство украсить и оживить правильно заложенные большие формы, они не должны становиться самоцелью работы.
""Не лепите запчасти.""
Постарайтесь не разбивать в голове (а тем более при лепке) фигуру человека на составные детали. С таким подходом вы можете получить конструктор, который ко всему прочему, может собраться не так, как хотелось бы.Постарайтесь думать о фигуре, как о чем-то целостном, а не как о наборе ног, рук, туловища и т.д. Идите от большого к малому.
""Критика лишней не будет.""
Найдите пару-тройку человек (либо ресурс, где обитают лепщики) которые смогут дать вам здоровую и обоснованную критику. Важно чтобы эти люди были погружены в изображение человека, будь то скульпторы или художники, такие люди смогут точнее указать вам на ваши ошибки и на то, с чем еще нужно поработать и на что обратить внимание.
""Не все можно спрятать за широкими штанами.""
Еще одна распространенная ошибка новичков - не пролепливать места, которые в дальнейшем будут скрыты одеждой. Результатом такого подхода становятся сосисочные конечности, больше похожие на то, что одежду просто надули как воздушный шар. Безусловно, совсем не обязательно лепить отдельно каждую мышцу ноги под джинсами, но основные объемы, создаваемые группами мышц (и не только ими) ноге нужно придать обязательно и лишь потом лепить поверх одежду.
5.Итог.
Вот и подошла к концу моя первая статья на тему лепки, надеюсь она будет вам полезной и интересной, предостережет от ошибок, которые я успел совершить за свой недолгий творческий путь. В рамках данного текста хотелось окинуть широким взглядом это увлекательное хобби и использовать его как задел для будущих, более детальных статей, шаг за шагом помогающих новичку разобраться в хитростях лепки фигурок. Так что хватайте пластилин и скорее начинайте творить шедевры :)
Это моя первая большая статья, так что строго прошу не судить :) В зависимости от того, как она будет принята - приступлю к написанию следующей статьи, вероятнее всего на тему каркасостроения и всего с этим связанного.
Всем большое спасибо за внимание и с наступающим!
P.S. Покрашенная Джайна совсем скоро :)
Рукодельники
51.7K постов58.2K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
0. Соблюдайте основные правила Пикабу.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
Запрещены:
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.